Закреплено право пережившего супруга на временное пользование транспортным средством, которое являлось собственностью лица, погибшего (умершего) в связи с участием (выполнением задач) в СВО
С 31 августа 2025 года в силу вступают изменения в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и гражданское законодательство, устанавливающие, что переживший супруг вправе до выдачи свидетельства о праве на наследство пользоваться без согласия третьих лиц транспортным средством, владельцем которого в регистрационных документах указан участник специальной военной операции.
Изменения предусмотрены Федеральным законом от 31.07.2025 №318-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Так, Федеральный закон от 26 ноября 2001 года №147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» дополнен статьей 16, согласно которой переживший супруг лица, погибшего (умершего) в связи с участием (выполнением задач) в специальной военной операции, отражением вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации либо в ходе вооруженной провокации на Государственной границе Российской Федерации и территориях субъектов Российской Федерации, прилегающих к районам проведения специальной военной операции, вправе до выдачи свидетельства о праве на наследство пользоваться без согласия третьих лиц транспортным средством, владельцем которого в регистрационных документах указан участник специальной военной операции, если такое транспортное средство являлось совместной собственностью супругов.
Переживший супруг погибшего (умершего) участника СВО, имеющий в соответствии право пользования таким транспортным средством, вправе требовать передачи ему во владение такого транспортного средства, находящегося во владении у третьих лиц, для постановки такого транспортного средства на государственный учет на ограниченный срок. Переживший супруг вправе также требовать передачи ему документов, идентифицирующих такое транспортное средство.
В случае, если у пережившего супруга погибшего (умершего) участника СВО во владении и в пользовании находится транспортное средство, являвшееся собственностью участника специальной военной операции и не относящееся к совместной собственности супругов, переживший супруг вправе до выдачи свидетельства о праве на наследство пользоваться таким транспортным средством без согласия третьих лиц. Право пережившего супруга на временное пользование таким транспортным средством удостоверяется нотариусом в порядке, предусмотренном законодательством о нотариате.
В рамках требований новой статьи 75.1 Основ о нотариате свидетельство о праве пережившего супруга на временное пользование транспортным средством, которое являлось собственностью лица, погибшего (умершего) в связи с участием (выполнением задач) в специальной военной операции, выдается нотариусом по месту открытия наследства по письменному заявлению пережившего супруга при условии, что срок, установленный статьей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации для принятия наследства, не истек.
Нотариус выдает свидетельство, удостоверяющее право пережившего супруга на временное пользование таким транспортным средством до выдачи свидетельства о праве на наследство.
При этом нотариус проверяет факт гибели (смерти) наследодателя в связи с участием (выполнением задач) в специальной военной операции, принадлежность наследодателю такого транспортного средства, а также факт пользования пережившим супругом транспортным средством.
Более того, факт пользования пережившим супругом транспортным средством проверяется нотариусом при представлении документа, идентифицирующего транспортное средство, а также договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в котором наследодателем переживший супруг указан в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством, или этого договора, в котором отсутствует условие, предусматривающее управление транспортным средством только указанными в этом договоре водителями.
Согласно статье 16 Федерального закона от 26 ноября 2001 года №147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» в случае, если такое транспортное средство находилось в пользовании у пережившего супруга погибшего (умершего) участника специальной военной операции и право на временное пользование таким транспортным средством удостоверено нотариусом в порядке, предусмотренном законодательством о нотариате, переживший супруг вправе требовать передачи ему во владение такого транспортного средства, находящегося во владении у третьих лиц, для постановки такого транспортного средства на государственный учет на ограниченный срок.
Переживший супруг погибшего (умершего) участника СВО, осуществивший постановку такого транспортного средства на государственный учет на ограниченный срок, несет ответственность за причинение вреда такому транспортному средству, а также риск его случайной гибели или случайного повреждения перед лицами, которые унаследуют данное транспортное средство.
Согласно сведениям, полученным с официальных сайтов Системы обеспечения законодательной деятельности (https://sozd.duma.gov.ru/) и Минюста России (https://minjust.gov.ru/ru/events/50234/) 23 июля 2024г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором и третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 59.1 и 91.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате», разработанный Минюстом России.
Указанный закон нацелен на предотвращение использования института нотариата в схемах незаконных финансовых операций и предусматривает изменения в части расширения перечня условий совершения исполнительной надписи, а также уточнения правил удостоверения медиативных соглашений
Федеральным законом предусмотрено, что при совершении исполнительных надписей и удостоверении медиативных соглашений, связанных с неисполнением условий договора займа, нотариусу в обязательном порядке предоставляется выданный кредитной организацией документ, подтверждающий перечисление заемщику денежных средств.
Нотариус будет обязан проверить действительность такого документа путем направления запроса в кредитную организацию через систему межведомственного электронного взаимодействия.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте Минюста России состав сведений, содержащихся в запросе, и форма ответа на запрос будут установлены приказом Минюста России по согласованию с Банком России.
Изменения позволят обеспечить проверку реальности возникших обязательств, исключить случаи использования указанных нотариальных действий в противоправных целях и повысить эффективность национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Изменения в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, вступающие в силу с 5 февраля 2025 года (в ред. Федерального закона от 08.08.2024 №251-ФЗ, Федерального закона от 08.08.2024 №234-ФЗ).
Внесены изменения в порядок совершения исполнительных надписей
С 05.02.2025 года вступают в действие изменения в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, внесенные Федеральным законом от 8 августа 2024 года №251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и предусматривающие ограничение совершения исполнительной надписи территорией субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 89 Основ в новой редакции исполнительная надпись совершается нотариусом, осуществляющим нотариальную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, в котором должник - физическое лицо имеет место жительства или должник - юридическое лицо имеет место нахождения.
Соответствующие изменения внесены и в статью 40 Основ, которая дополнена ссылкой на статью 89 Основ в рамках ограничения места совершения нотариального действия при совершении исполнительной надписи.
Кроме того, Федеральным законом от 8 августа 2024 года №234-ФЗ «О внесении изменений в статьи 59.1 и 91.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» установлены обязанность и порядок проверки нотариусом действительности документа, выданного кредитной организацией, и представленного для совершения исполнительной надписи о взыскании задолженности по нотариально удостоверенному договору займа. При совершении исполнительной надписи об истребовании имущества по нотариально удостоверенному договору займа нотариусу предоставляется документ, подтверждающий передачу заемщику заемного имущества. Достоверность такого документа нотариус будет проверять путем направления посредством единой информационной системы нотариата в кредитную организацию, выдавшую указанный документ, запроса, подписанного квалифицированной электронной подписью нотариуса, на который кредитная организация должна ответить в течение трех рабочих дней.
Кредитная организация, в которую направлен запрос нотариуса, обязана проверить факт выдачи предоставленного нотариусу документа, подтверждающего перечисление заемщику денежных средств, и предоставить нотариусу информацию о подтверждении или неподтверждении достоверности сведений, содержащихся в таком документе, в течение трёх рабочих дней после дня получения соответствующего запроса. Информация о результатах проверки указанных сведений, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью кредитной организации или уполномоченного лица кредитной организации, направляется нотариусу в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Состав сведений, содержащихся в запросе нотариуса, и форма ответа на данный запрос устанавливаются федеральным органом юстиции по согласованию с Банком России.
Аналогичные нормы предусмотрены частями 5, 6, 7, которым дополнена статья 59.1 Основ, в отношении удостоверения медиативного соглашения. При удостоверении медиативного соглашения, предметом которого является урегулирование спора о неисполнении условий договора займа, связанных с возвратом суммы займа или равного количества других полученных заемщиком вещей того же рода и качества, нотариусу предоставляется документ, подтверждающий перечисление заемщику денежных средств или передачу ему других вещей.
Удостоверение медиативного соглашения, предметом которого является урегулирование спора о неисполнении условий договора займа, связанных с возвратом денежных средств, осуществляется в случае перечисления заемщику денежных средств в безналичной форме. Для подтверждения перечисления заемщику денежных средств в безналичной форме нотариусу предоставляется выданный кредитной организацией документ, подтверждающий перечисление заемщику денежных средств. Нотариус обязан проверить достоверность такого документа путем направления запроса, подписанного квалифицированной электронной подписью нотариуса, в кредитную организацию, выдавшую такой документ, через единую информационную систему нотариата.
Кредитная организация, в которую направлен запрос нотариуса, обязана проверить факт выдачи предоставленного нотариусу документа, подтверждающего перечисление заемщику денежных средств, и предоставить нотариусу информацию о подтверждении или неподтверждении достоверности сведений, содержащихся в таком документе, в течение трех рабочих дней после дня получения соответствующего запроса. Информация о результатах проверки указанных сведений, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью кредитной организации или уполномоченного лица кредитной организации, направляется нотариусу в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Состав сведений, содержащихся в запросе нотариуса, и форма ответа на данный запрос устанавливаются федеральным органом юстиции по согласованию с Банком России.
Указанные новеллы также начинают действовать с 05.02.2025г.
Порядок свидетельствования верности перевода с 05.02.2025г.
Статья 81 Основ «Свидетельствование верности перевода» дополнена частями 3, 4, 5, положения которых устанавливают, что при свидетельствовании подлинности подписи переводчика нотариус проверяет у переводчика наличие документов, предусмотренных Регламентом совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающим объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования.
Данное требование не распространяется на случаи свидетельствования подлинности подписи переводчика, если перевод осуществлен с одного языка, относящегося к языкам народов РФ, на другой язык, относящийся к языкам народов РФ. При свидетельствовании подлинности подписи переводчика консульским должностным лицом такое лицо проверяет у переводчика наличие необходимых документов.
Приказом Минюста России от 30.01.2025г. №12 внесены соответствующие изменения в Регламент совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающий объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.08.2017 №156 (далее – Регламент). Пункт 119 регламент изложен в новой редакции, а сам Регламент дополнен пунктами, содержащими перечни документов, на основании которых нотариус устанавливает информацию о знании переводчиком русского жестового языка – пункт 119 (1) Регламента; информацию о статусе переводчика, знании иностранного языка – пункт 119 (2) Регламента.
Так, в рамках требований пункта 119 (2) информацию о статусе переводчика, знании иностранного языка, нотариус будет проверять из следующих документов:
1) выданных в Российской Федерации:
а) документ, подтверждающий наличие высшего лингвистического, филологического, педагогического образования по иностранному языку, с которого осуществляется перевод (далее - язык перевода);
б) документ, подтверждающий наличие дополнительного профессионального (лингвистическое, филологическое, педагогическое) образования по программам профессиональной переподготовки по языку перевода;
в) документ, подтверждающий повышение квалификации по филологическому, педагогическому, лингвистическому направлению по языку перевода;
г) документ, подтверждающий наличие ученой степени по филологическому, педагогическому, лингвистическому направлению по языку перевода;
д) иной документ, предусмотренный законодательством Российской Федерации или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, подтверждающего квалификацию переводчика.
2) выданных в иностранном государстве, где соответствующий язык перевода является официальным:
а) документ, подтверждающий наличие высшего лингвистического, филологического, педагогического образования по направлению "русский язык";
б) документ, подтверждающий повышение квалификации по филологическому, педагогическому, лингвистическому направлению по направлению "русский язык";
в) документ, подтверждающий наличие ученой степени по филологическому, педагогическому, лингвистическому направлению по направлению "русский язык";
г) иной документ, предусмотренный законодательством Российской Федерации или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, подтверждающего квалификацию переводчика.
д) документ, подтверждающий наличие у лица, имеющего гражданство Российской Федерации, среднего или высшего образования, полученного в высшем учебном заведении государства, в котором язык перевода является официальным;
е) документ, подтверждающий наличие у лица, имеющего гражданство Российской Федерации, стажа работы более пяти лет на территории государства, в котором язык перевода является официальным;
ж) документ, подтверждающий наличие у иностранного гражданина высшего образования, полученного в высшем учебном заведении Российской Федерации;
з) документ, подтверждающий наличие у иностранного гражданина стажа работы более пяти лет на территории Российской Федерации.
Соответственно, с 05.02.2025 года не любой документ, соответствующего языка, может быть принят нотариусом для совершения нотариального действия.
Статья 60 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает правовую регламентацию документов об образовании и (или) о квалификации, а также документов об обучении. В частности, в силу части первой статьи 60 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации выдаются:
1) документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации;
2) документы об обучении, к которым относятся свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, иные документы, выдаваемые в соответствии с настоящей статьей организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Необходимо отметить, что к документам, указанным в пунктах 119 (1) и 119 (2) Регламента не относятся следующие документы об обучении:
- в соответствии с частью 12 статьи 60 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» выдаваемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность, например, справка об обучении, выдаваемая лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- сертификаты, свидетельства, удостоверения, дипломы, выдаваемые организациями, оказывающими информационные услуги в подтверждение прохождения обучающимися семинаров, краткосрочных курсов и иных дополнительных общеразвивающих программ, поскольку в силу части 1 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Кроме того, при свидетельствовании подлинности подписи переводчика информацию о знании переводчиком языка народов Российской Федерации нотариус устанавливает из объяснений (со слов) заявителя согласно пункту 119 Регламента: в этом случае нотариус совершает нотариальное действие без документов, подтверждающих квалификацию переводчика. Примерный перечень языков народов Российской Федерации (согласно данным Института языкознания РАН) представлен по ссылке: https://jazykirf.iling-ran.ru/list_2023.shtml
Статья 71 Основ дополнена новой второй частью, в соответствии с которой нотариус будет запрашивать сведения о смерти наследодателя, наличии родственных отношений, подлинности документов о государственной регистрации актов гражданского состояния, представленных нотариусу заявителем, из Единого государственного реестра актов гражданского состояния через систему межведомственного электронного взаимодействия. Исключением станет ситуация, когда нотариусу предоставлены документы, подтверждающие государственную регистрацию смерти за рубежом, оформленные компетентными органами иностранных государств. Это нововведение упростит процесс подтверждения наследственных прав и снизит риск судебных споров, а также предотвратит возможность мошенничества с использованием поддельных документов.
Статья 1 Основ дополнена новой частью, в соответствии с которой ограничено использование средствами массовой информации терминов, связанных с нотариатом. Согласно новой редакции использование в наименованиях организаций, СМИ терминов "нотариат", "нотариальная деятельность", "нотариус", "нотариальная палата", "нотариальная контора" или словосочетаний, включающих в себя эти термины, допускается только нотариусами, организациями, созданными в порядке, установленном Основами, организациями, учредителями которых выступают указанные организации.
Новая редакция части 4 статьи 5 Основ конкретизирует состав предоставляемых нотариусом сведений о наследнике в связи с проведением мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости: в состав предоставляемых нотариусом сведений в связи с проведением мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости включаются (при наличии) данные о наследнике: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, вид и реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес регистрации по месту жительства и (или) по месту пребывания, а также реквизиты свидетельства о праве на наследство и предоставляется копия свидетельства о праве на наследство (в случае, если такое свидетельство было выдано).
Кроме того, в части 3 статьи 5 Основ уточнено, что сведения о совершенных нотариальных действиях выдаются нотариусами.
Основы о нотариате дополнены статьей 5.2, которая устанавливает порядок розыска завещания по запросам компетентного органа или должностного лица иностранного государства.
Указанная статья рассчитана на урегулирование ситуаций, когда завещание могло быть совершено на территории иностранного государства или если последнее место жительства завещателя находится за пределами Российской Федерации, а завещание удостоверено на территории РФ.
Данной статьей предусматривается порядок розыска завещаний по запросам компетентного органа или должностного лица иностранного государства, в соответствии с которым при поступлении соответствующего запроса федеральный орган юстиции самостоятельно с использованием единой информационной системы нотариата получает информацию о наличии открытого наследственного дела на территории Российской Федерации, о нотариусе, ведущем это наследственное дело, а также направляет соответствующий запрос Федеральную нотариальную палату для получения информации о наличии либо об отсутствии завещания от имени наследодателя.
При поступлении в федеральный орган юстиции запроса компетентного органа иностранного государства о розыске завещания умершего на территории иностранного государства лица, в отношении имущества которого оформляются наследственные права, и приложенных к такому запросу документов, достоверно подтверждающих факт его смерти на территории иностранного государства, федеральный орган юстиции самостоятельно с использованием единой информационной системы нотариата устанавливает информацию о наличии открытого наследственного дела на территории Российской Федерации, о нотариусе, ведущем это наследственное дело, и направляет указанному нотариусу запрос компетентного органа иностранного государства для его исполнения.
В случае отсутствия в единой информационной системе нотариата информации о наличии открытого наследственного дела на территории Российской Федерации федеральный орган юстиции направляет запрос компетентного органа иностранного государства в Федеральную нотариальную палату для получения информации о наличии либо об отсутствии завещания лица, сведения о котором содержатся в запросе.
При поступлении информации о наличии завещания федеральный орган юстиции направляет для исполнения запрос компетентного органа иностранного государства соответствующему нотариусу, удостоверившему такое завещание, или в нотариальный архив нотариальной палаты, в который переданы дела сложившего полномочия нотариуса. При поступлении информации об отсутствии завещания лица, сведения о котором содержатся в запросе компетентного органа иностранного государства, федеральный орган юстиции информирует об этом компетентный орган иностранного государства.
Статьей 34.2 Основ в новой редакции определено, что Единая информационная система нотариата наряду с реестрами включает в себя в том числе:
- сведения о государственной регистрации смерти, о внесении исправлений или изменений в записи актов о смерти, содержащиеся в ЕГР ЗАГС, предоставленные оператору ЕИС нотариата в целях учета сведений о прекращении действия нотариально удостоверенной доверенности и для использования нотариусами в связи с совершаемыми нотариальными действиями;
- сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащиеся в ЕГР ЗАГС, предоставленные нотариусам для совершения нотариальных действий.
Новая редакция статьи 34.4 Основ предусматривает, что Федеральная нотариальная палата обеспечивает через Интернет ежедневно и круглосуточно свободный и прямой доступ неограниченного круга лиц без взимания платы, в том числе к:
- сведениям (при наличии) о факте смерти гражданина, выдавшего доверенность;
- сведениям об отсутствии изменений в нотариальных документах в электронной форме.
В статье 45.1 Основ уточнены требования к тексту нотариально оформляемого документа при указании физических и юридических лиц. В тексте нотариально оформляемого документа указываются:
- в отношении физического лица (заявителя) - фамилия, имя и отчество (при наличии) полностью, место жительства (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии), основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя (для индивидуального предпринимателя);
- в отношении российского юридического лица - полное наименование, адрес юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер;
- в отношении иностранного юридического лица - полное наименование, страна регистрации (инкорпорации), регистрационный номер, присвоенный в стране регистрации (инкорпорации) (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии).
В тексте нотариально оформляемого документа на бумажном носителе должны быть обозначены хотя бы один раз словами относящиеся к его содержанию суммы и сроки. Законодательством Российской Федерации могут быть установлены требования об обязательном указании иных сведений в текстах нотариально оформляемых документов.
Изменена редакция статьи 58 Основ, в соответствии с которой прямо установлено, что распоряжение об отмене завещания должно быть нотариально удостоверено.
Изменения в Основы о нотариате, вступившие в силу в 2024 году
С 01.07.2024г. консульские должностные лица уполномочены удостоверять равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе в связи с изменениями, внесенными в статью 38 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и в Инструкцию о порядке совершения нотариальных действий консульскими должностными лицами (Приказ Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации от 24.04.2024 №7998/122 «О внесении изменений в Инструкцию о порядке совершения нотариальных действий консульскими должностными лицами, утвержденную приказом МИД России и Минюста России от 29 сентября 2022 г. № 20795/209»).
Порядок удостоверения равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе регламентирован пунктами 107, 108 указанной Инструкции.
Удостоверение равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе подтверждает тождественность содержания изготовленного консульским должностным лицом электронного документа содержанию документа, представленного консульскому должностному лицу на бумажном носителе. Изготовленный консульским должностным лицом электронный документ имеет ту же юридическую силу, что и документ на бумажном носителе, равнозначность которому удостоверена консульским должностным лицом.
Не допускается удостоверение равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе в отношении сделок, заключенных в простой письменной форме, а также документов, удостоверяющих личность.
Изготовление электронного документа для удостоверения его равнозначности документу на бумажном носителе осуществляется консульским должностным лицом путем изготовления электронного образа документа на бумажном носителе и подписания его квалифицированной электронной подписью консульского должностного лица.
При удостоверении равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе консульское должностное лицо совершает удостоверительную надпись по форме №2.13, утвержденной приказом Минюста России №226.
Кроме того, уточнен порядок направления сведений консульскими должностными лицами об удостоверении или отмене завещания или доверенности в форме электронного документа.
2) 31.08.2024г. заканчивается переходный период для лиц, которые вправе представлять юридическое лицо или индивидуального предпринимателя только по доверенности, при совершении ряда действий при заверении документов их квалифицированной электронной подписью без машиночитаемой доверенности.
В рамках требований Федерального закона от 04.08.2023 №457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» квалифицированные сертификаты, выданные в соответствии с частями 2.4 - 2.6 статьи 3 Федерального закона от 27.12.2019 №476-ФЗ, должны иметь срок действия не позднее 31 августа 2024 года.
Машиночитаемые доверенности введены в практику уже с сентября 2023 года. Формат машиночитаемых доверенностей позволяет автоматизировать проверку полномочий представителя.
В соответствии с пунктами 2, 2.2 части 1, пунктом 2 части 2 статьи 17.2, пунктом 2 статьи 17.3 Федерального закона от 06.04.2011 №63-ФЗ «Об электронной подписи» применять машиночитаемые доверенности обязательно в случаях, когда представитель, действующий от имени организации, включая участника финансового рынка, филиала (представительства) иностранной организации, индивидуального предпринимателя, подписывает электронные документы своей квалифицированной электронной подписью.
С 1 января 2024 года начали действие внесенные в Регламент совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающий объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования, утв. решением Правления ФНП от 28.08.2017 №10/17, приказом Минюста России от 30.08.2017 №156 (далее – Регламент), изменения о дополнении Единой информационной системы нотариата сведениями из баз данных Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики (Приказ Минюста России от 19.12.2023 №382).
Так, в соответствии с новой редакцией пункта 37 Регламента нотариусы могут устанавливать информацию о наличии обременений движимого имущества, право на которое не подлежит государственной регистрации, зарегистрированных на территории Донецкой Народной Республики или Луганской Народной Республики до 04.10.2022г. (на основании сведений, содержащихся в ЕИС Реестра нотариальных сделок Донецкой Народной Республики, Государственного реестра обременений движимого имущества Луганской Народной Республики).
В соответствии с изменениями, внесенными в пункт 58 Регламента, информацию об обременениях, арестах наследственного движимого имущества, находящегося на территории Луганской Народной Республики, нотариусы смогут устанавливать на основании сведений, содержащихся в ЕИС Государственного реестра обременений движимого имущества Луганской Народной Республики.
Изменения в Основах, вступающие в силу с 2023 года
С 11 января 2023 года в силу вступают изменения в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате, важнейшие из которых касаются Правил нотариального делопроизводства. Изменения устанавливают правила организации хранения, комплектования, учета и использования нотариальных документов нотариальными архивами нотариальных палат. Нотариальные архивы будут принимать нотариальные документы на бумажном носителе нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариальные документы государственных нотариальных контор.
Статья 25 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате дополнена полномочием нотариальной палаты на выдачу копий нотариальных документов, в том числе в электронной форме, и архивных справок из нотариального архива за плату, размер которой ежегодно устанавливается нотариальной палатой в соответствии с предельными размерами, предусмотренными в указанной статье.
По требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве делами нотариальные палаты будут выдавать подлинник нотариального документа из нотариального архива, подлежащий возврату в нотариальную палату, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Кроме того, с 11 января 2023 года вступают в силу изменения в отношении цифрового распоряжения (представленного в электронном виде) об отмене доверенности, выданной в простой письменной форме; дополнительно обяжут указывать следующие сведения, в частности:
• о доверителе (либо представителе доверителя) – физическом лице необходимо указывать его ИНН и СНИЛС;
• доверителе – юридическом лице — Ф.И.О. и СНИЛС законного представителя этого юрлица;
• если доверенным лицом является юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации, необходимо указать полное наименование, ИНН (при наличии) либо ОГРН;
• о доверенности — период ее выдачи (если не указывают точную дату).
С 1 марта 2023 года Основы законодательства Российской Федерации о нотариате дополняются статьей 85.1, предусматривающей возможность получить через нотариуса сведения из Единого государственного реестра недвижимости (далее также – ЕГРН) обо всех предыдущих собственниках объекта недвижимости.
Указанные изменения вводятся Федеральным законом от 14.07.2022 №266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части четырнадцатой статьи 30 Федерального закона "О банках и банковской деятельности» и уполномочивают нотариуса на удостоверение нотариусом факта наличия сведений в Едином государственном реестре недвижимости.
В рамках требований указанной статьи по письменному заявлению лица, которому содержащиеся в ЕГРН сведения о фамилии, об имени, отчестве и о дате рождения гражданина, являющегося правообладателем объекта недвижимости или лицом, в пользу которого зарегистрированы ограничения права или обременения объекта недвижимости, необходимы для защиты своих прав и законных интересов, такие сведения запрашиваются нотариусом в виде выписки из ЕГРН. Наличие указанных сведений нотариус удостоверяет свидетельством.
При подаче письменного заявления заинтересованное лицо представляет нотариусу письменные доказательства, подтверждающие наличие указанных в настоящей части обстоятельств, достаточных для получения выписки, предусмотренной частью первой статьи 85.1. К таким обстоятельствам могут относиться:
1) наличие договора, сторонами которого являются заявитель и правообладатель или лицо, в пользу которого зарегистрированы ограничения или обременения, предметом которого является совершение работ (оказание услуг) в отношении объекта недвижимости, принадлежащего правообладателю, или объекта недвижимости, в отношении которого в пользу указанного лица зарегистрированы ограничения или обременения, либо передача заявителю во владение и (или) пользование такого объекта недвижимости;
2) наличие предварительного договора, сторонами которого являются заявитель и собственник объекта недвижимости, предметом которого является обязательство заключить в будущем договор об отчуждении такого объекта заявителю;
3) намерение заявителя обратиться в суд за защитой своего права на участие в приватизации объекта недвижимости;
4) намерение заявителя обратиться в суд за возмещением причиненного ущерба его личности или имуществу, если для возмещения такого ущерба необходимы сведения об объекте недвижимости и о его правообладателе либо о лице, в пользу которого зарегистрированы ограничения или обременения в отношении данного объекта;
5) наличие оснований для предъявления заявителем иска к правообладателю, в том числе предусмотренного статьями 301 и 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иска о взыскании с правообладателя объекта недвижимости либо с лица, в пользу которого зарегистрированы ограничения или обременения в отношении данного объекта, денежных средств в связи с наличием у него задолженности по уплате платежей, связанных с использованием данного объекта;
6) наличие у заявителя предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для обращения взыскания на принадлежащий правообладателю на праве собственности объект недвижимости.
Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 01.04.2022 №84-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате». Изменения касаются порядка совершения нотариальных действий за рубежом и вступают в силу через 180 дней со дня публикации - 29.09.2022 года.
Закон устанавливает, что нотариальные действия от имени Российской Федерации совершаются на территории других государств консульскими должностными лицами.
Таким образом, в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате (далее – Основы) учитывается, что нотариальные действия, предусмотренные статьей 38 Основ, совершаются не только должностными лицами российских консульских учреждений, как это предусмотрено в действующей редакции, но и уполномоченными на то сотрудниками консульских отделов посольств.
Кроме того в законе говорится о наделении Министерства иностранных дел (совместно с Минюстом) полномочиями по утверждению инструкций, устанавливающих порядок совершения нотариальных действий консульскими должностными лицами.
С 01.10.2023г. вступили в силу изменения в статье 71 Основ законодательства о нотариате (далее – Основы), внесенные Федеральным законом от 24.07.2023 №338-ФЗ «О гаражных объединениях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», закрепляющие за нотариусами новую обязанность при выдаче свидетельства о праве на наследство на земельный участок.
Статья 71 Основ дополнена частью шестой, в соответствии с которой до выдачи свидетельства о праве на наследство на земельный участок, предоставленный гражданину до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения, который в соответствии с федеральным законом считается предоставленным такому гражданину на праве собственности, нотариус вносит в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (далее – Федресурс) сообщение о намерении выдать свидетельство о праве на наследство на такой земельный участок. Указанное сообщение должно быть подписано квалифицированной электронной подписью нотариуса и содержать фамилию, имя, отчество (при наличии) нотариуса, его идентификационный номер налогоплательщика, сведения об адресе, в том числе об адресе электронной почты нотариуса, по которому направляются уведомления о невозможности нахождения земельного участка в частной собственности в соответствии с федеральным законом, кадастровый номер такого земельного участка, а также адрес такого земельного участка (при наличии у нотариуса сведений об адресе земельного участка).
В рамках требований части 6 статьи 71 Основ уведомления органов государственной власти, органов местного самоуправления о невозможности нахождения такого земельного участка в частной собственности в соответствии с федеральным законом направляются нотариусу, в производстве которого находится наследственное дело, по адресу, указанному в сообщении о намерении выдать свидетельство о праве на наследство на такой земельный участок, в том числе по адресу электронной почты нотариуса.
По истечении тридцати дней со дня внесения в Федресурс сообщения о намерении выдать свидетельство о праве на наследство на такой земельный участок и при отсутствии уведомлений органов государственной власти, органов местного самоуправления о невозможности нахождения такого земельного участка в частной собственности в соответствии с федеральным законом нотариус в установленные законом сроки выдает свидетельство о праве на наследство такого земельного участка.
Кроме того, на сайте Нотариальной Палаты Самарской области в разделе «Тарифы за совершение нотариальных действий» (https://npso.ru/node/3718) нотариальной палатой размещены актуальные размеры тарифов, а также Порядок взимания федерального и регионального тарифов при совершении нотариальных действий нотариусами Самарской области с 01.10.2023г., в соответствии с изменениями в Основах, внесенными Федеральным законом от 29.12.2022 №588-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате». Новая тарифная система призвана обеспечить доступность нотариальных действий для всех категорий населения, а также способствовать самофинансированию нотариальной деятельности в рамках статьи 23 Основ и дальнейшему развитию нотариата.
(Информация об изменениях получена в правовой системе КонсультантПлюс)








