В Нотариальную Палату Самарской области (НПСо) регулярно поступают запросы от арбитражных управляющих, с требованиями о предоставлении информации:
- о наличии наследственных дел, заведенных после смерти должников;
- о совершенных нотариусами Самарской области нотариальных действиях от имени должников, в том числе о наследниках и наследственном имуществе после смерти должников;
- о наличии наследственных дел, по которым должники являются наследниками.
В большинстве случаев запросы арбитражных управляющих являются заведомо неисполнимыми, о чем авторам запросов должно быть известно, поскольку арбитражные управляющие проходят обучение в рамках специальной программы по арбитражному антикризисному управлению.
Согласно проведенному анализу переписки между НПСо и арбитражными управляющими в период с 2019г. по настоящее время, НПСо было обработано 160 запросов арбитражных управляющих, из которых на 155 запросов, учитывая невозможность предоставления запрашиваемых сведений, даны разъяснения действующего законодательства о порядке предоставления сведений, а сведения, запрашиваемые по остальным 5 запросам, являются общедоступными и для их получения не требовалось обращение в НПСо.
В целях минимизации временных и материальных затрат на переписку полагаю необходимым указать на необходимость соблюдения арбитражными управляющими следующих норм действующего законодательства при направлении запросов в НПСо.
1. Статьей 5 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее также – Основы) установлен закрытый перечень лиц, которым нотариус вправе предоставить сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях. К ним относятся:
- лица, обратившиеся за совершением этих нотариальных действий самостоятельно или через представителя;
- суд, прокуратура, органы следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими или административными делами;
- судебные приставы-исполнители в связи с находящимися в их производстве материалами по исполнению исполнительных документов;
- нотариусы в связи с совершаемыми нотариальными действиями.
Частые ссылки арбитражных управляющих на статью 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – ФЗ «О банкротстве») при направлении запросов в НПСо, не основаны на действующем законодательстве, поскольку согласно положениям указанной статьи арбитражный управляющий в деле о банкротстве вправе запрашивать необходимые сведения о должнике, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну, к которым нотариальная тайна не отнесена.
Согласно пункту 4 Указа Президента РФ от 06.03.1997 №188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» нотариальная тайна носит самостоятельный характер.
Согласно пункту 10 статьи 213.9 ФЗ «О банкротстве» сведения, составляющие охраняемую законом тайну, предоставляются финансовому управляющему в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами.
Более того, в рамках требования пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Доступ к сведениям, составляющим нотариальную тайну, ограничен статьями 16, 28 Основ. Следовательно, предоставление сведений, содержащих нотариальную тайну, регулируется Основами законодательства Российской Федерации о нотариате.
Таким образом, арбитражные управляющие не отнесены к числу лиц, входящих в закрытый перечень, установленный статьей 5 Основ, следовательно, запросы о предоставлении сведений, составляющих нотариальную тайну, в том числе о наследниках и наследственном имуществе после смерти должников, могут быть предоставлены по запросу суда.
Следует обратить внимание на необоснованные предупреждения об административной ответственности, предусмотренной пунктом 4 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Соблюдение конфиденциальности сведений, составляющих нотариальную тайну, не формирует состав правонарушения, установленного указанной статьей, поскольку ответственность предусмотрена за незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего, конкурсного управляющего.
Вместе с тем, ошибочная трактовка арбитражными управляющими указанных норм препятствует работе не только нотариальной палаты и нотариусов, но и арбитражных судов. Так, например, арбитражный управляющий обратился в суд с требованиями о наложении штрафа на НПСо за не предоставление сведений о совершенном должником нотариальном действии. Несмотря на то, что требования арбитражного управляющего являлись заведомо необоснованными, подготовка, участие в судебном заседании повлекли дополнительную нагрузку на аппарат суда, нотариальной палаты, а главное, не позволили достичь необходимого правового результата, поскольку требования арбитражного управляющего не были удовлетворены судом.
2. При запросе сведений о наличии наследственных дел, по которым должники являются наследниками, арбитражным управляющим следует учесть, что в рамках требований Правил нотариального делопроизводства (утв. Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.04.2014г. №78) учёт наследственных дел осуществляется по фамилии наследодателя, а не по фамилии наследника. Следовательно, запросы о наличии наследственных дел, по которым должники являются наследниками, неисполнимы.
3. В отношении запросов о наличии наследственного дела после смерти должника сообщаю, что самостоятельно произвести розыск наследственных дел возможно посредством информационного ресурса Федеральной нотариальной палаты «Реестр наследственных дел» (https://notariat.ru/ru-ru/help/probate-cases/). Статьей 34.4 Основ закреплен принцип публичной достоверности сведений Реестра наследственных дел, в силу которого третьи лица при розыске заведенных наследственных дел вправе полагаться на сведения указанного реестра как на достоверные. Соответственно, для получения информации в отношении заведенных наследственных дел не требуется направления в НПСо запроса, поскольку данные сведения находятся в общем доступе, а сервис, содержащий указанную информацию, имеет официальный публичный характер.
В связи с вышеизложенным, при направлении запросов в НПСо прошу учитывать нормы действующего законодательства о порядке получения сведений, содержащих нотариальную тайну, а также сведений, являющихся общедоступными.